Спецпроект
АРХИТЕКТОР ЯРКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Основатель Сoncert.ua и VIRUS Music Дмитрий Феликсов -
о музыкальной журналистике, украинских артистах и мировых трендах
Дмитрий Феликсов - СЕО в агентстве Concert.ua и гендиректор VIRUS Music. Ивент-компанию VIRUS Music запустил в 1999-м вместе с другом детства, диджеем Евгением Лысенко. Они сфокусировались на электронной музыке и привезли в Украину Global Gathering, Armin Only, Godskitchen и другие крупные, всемирно известные фестивали.
В 2012-м Феликсов и Лысенко запускают онлайн-сервис по продаже билетов на музыкальные мероприятия. Сегодня их детище - Concert.ua - лидер на рынке в своем сегменте и официальный партнер таких крупных украинских фестивалей как Zahid.Fest, Koktebel Jazz Fest и Z-Games.
За рулем новой BMW X5 Феликсов исследует Солдатскую слободку - историческую местность в самом центре Киева, где отлично сохранились узкие улочки и старинные здания с уникальной архитектурой. Во время поездки Феликсов вспоминает, как запускал свой первый бизнес, рассуждает о современных музыкальных трендах в мире, украинской музыкальной журналистике и месте Украины на мировой сцене
Когда ты только запускал бизнес, как понял, что эта затея будет удачной?
Эти выводы я сейчас уже умею делать. Немного поучился, почитал, теперь могу строить бизнес-проекты, начиная с анализа сильных и слабых сторон рынка, его возможностей. Но если говорить о таких успешных проектах как Concert.ua и VIRUS Music, об организации концертов - все это было исключительно на интуиции. Просто ты чувствуешь, что это может взлететь, и начинаешь направлять туда свою энергию.

Но были и неудачи, конечно, в таком экспериментальном подходе. Это когда ты тратишь силы, время и деньги, а оно не взлетает, и ты вынужденно это бросаешь. Так в 2014-м нам пришлось закрыть несколько направлений нашей работы, чтобы двигаться дальше, потому что движение во всех направлениях тогда не представлялось возможным.

Конечно, нужно глубоко анализировать, быть в среде, хорошо разбираться в предметной области. Если говорить о продаже билетов, то мы [VIRUS Music] организовывали мероприятия и на собственные события за год продавали 100 тыс билетов. Все это происходило очень неудобно и некомфортно, мы были в поиске оптимально удобного решения для самих себя. И таким образом построили модель продажи билетов - сервис [Concert.ua], который был бы удобен, в первую очередь, для организаторов событий. И получился успех.

Вы сейчас в тройке лидеров среди компаний в этой сфере?
По большому счету, мы - компания номер один. И по объему, и по другим объективным показателям. Мы - ключевой продавец билетов в Украине. Да, есть несколько компаний-конкурентов, как и в любой другой отрасли. Монополии не существует и это хорошо.
С чего обычно начинается твой рабочий день?
Завожу детей в школу - сейчас занятия у них стартуют в 9 утра. Дальше еду в спортзал, час занимаюсь. Хожу туда три раза в неделю. Спорт помогает мне задрайвить целый день.

Около 10:30 появляюсь в офисе. Но современные технологии позволяют еще до этого, с самого утра начинать читать сообщения в мессенджере, имейлы на почте, разбрасывать задачи по пути на работу. Мой рабочий день заканчивается около 20:00.

Как много времени проводишь в машине?
Много. Я живу в пригороде и минимальное время, затрачиваемое на дорогу в одну сторону, составляет 40 минут. Это если нет пробок, в обычном трафике. То есть, полтора-два часа в день я провожу за рулем по пути на работу и с работы. В дороге слушаю музыку. Вообще прослушиваю очень много плейлистов. Музыка всегда была частью моей жизни. А вопрос о современных трендах стоит для меня очень остро.

Если раньше [во время запуска VIRUS Music] мы с моими друзьями-коллегами создавали тренды [в электронной музыке], по сути, были трендсеттерами, то сейчас мы - последователи. Мы продолжаем работать в сфере шоу-биза, и для этого нужно потреблять очень много музыки.

Как изменился музыкальный рынок в Украине за последние пять лет? На что повлияли квоты на ТВ и радио, ограничения на въезд?
Я такой себе посредник между зрителем и артистом. В обоих случаях. Если я организовываю мероприятия, то либо подстраиваюсь под вкусы зрителя, либо пытаюсь задать этому тону вкус. В большей степени это - первый вариант.

Поэтому наличие квот, запрет на въезд в нашу страну для некоторых артистов - с одной стороны, это сужение рынка, с другой - для тех, кто может сюда приезжать, возможности наоборот расширяются и им нужно больше работать над своим творчеством.

Я - за свободный рынок. Мое образование и понимание экономических процессов говорит, что рынок должен выбирать потребитель. Считаю, что ограничение въезда, любое квотирование, выборочное предоставление эфирного времени тем или иным артистам - это очень плохо. Категорически плохо. Это противоречит законам рыночной экономики.

С другой стороны, если вы запретили слушать чью-то музыку в радиоэфире - окей, люди все равно будут слушать на другие источники: YouTube, Apple Music и тому подобное. Это очень популярно среди молодежи. И все, мы перестаем слушать радио.

Треть моего окружения вообще не слушает радио, половина из тех, кто слушает, делает это очень выборочно. Думаю, что в дальнейшей перспективе какое-либо квотирование вообще не будет иметь результата. Все равно мы будем слушать то, что нравится.

С точки зрения приезда сюда артистов: ну, да, конечно, сложно. Мы как зрители не имеем возможность посетить концерт того или иного артиста, потому что есть запрет на въезд в страну для граждан другого государства. Я считаю, это не окей. За последнее время некоторые артисты также отменили свои концерты на территории Украины, потому что их страховки не действуют в странах, где введено военное положение.

А что насчет украинских артистов? Много ли новых звезд появилось?
В 2014-м был кризис, но за ним последовал новый виток развития. Появились большие украинские артисты: Макс Барских, Дима Монатик, Оля Полякова, Hardkiss, Kazka и много тех, чьи имена раньше либо не были никому известны, либо они пытались пробиться на большую сцену, но им это не удавалось по тем или иным причинам. А сейчас они заметны, услышаны и собирают большие залы.
А за границей украинских артистов ждут?
Есть два языка, на которых поет подавляющее число артистов в мире: английский и испанский. Но я не знаю ни одного яркого артиста, поющего на английском, который бы покорил мировую сцену. Как нас там воспринимают, сложно сказать.

Знаю об успехах Dakha Brakha, слышал об успехах Kazka в ротации, Onuka - да. Но я не могу сказать, что это какая-то новая тенденция и что появилось какое-то течение украинской музыки в мире. Это какие-то отдельные победы.

Расскажи о том, какие они - современные тренды? Что сейчас популярно в музыке и в сфере организации мероприятий?
Лайф-перфоманс как был популярным, так и остается. Шоу, большие звезды - люди будут продолжать ходить на это. Из музыки: электронная музыка, хип-хоп, r'n'b приобрели второе дыхание и это, мне кажется, тренд номер один в мире, у нас эти направления тоже развиваются.

Вообще музыки стало больше, доступ к ней стал проще. У нас есть возможность не слушать только то, что нам предлагают, а выбирать самостоятельно. Как раньше было: включаешь конкретное радио, там плейлист из 30-50 песен, которые за тебя выбрал, по большому счету, какой-то один человек. Сейчас можно подписаться на один из сотни плейлистов, самостоятельно выбирать один из миллионов треков и слушать это все.

Контент и музыка определяющие: чем лучше трек, чем ярче картинка, тем больше фанов. Выходит видео на YouTube и набирает 10 млн просмотров за день, ну или 100 млн за короткое время - это ведь не просто так.

Как насчет платного контента? Готовы ли украинцы платить за музыку, как считаешь?
Лично я плачу. Например, подписался на YouTube Music - там платная подписка, но первые три месяца можно пользоваться бесплатно. Еще плачу за Apple Music, за просмотр фильмов на Megogo. Это очень удобно. Вся музыка мира - на расстоянии пары кликов.

А где ее брать бесплатно? Разве еще существуют сайты, на которых можно скачать просто так?

Что касается книг, то не художественную, образовательную литературу я предпочитаю читать в бумажном виде, чтобы была возможность подчеркивать карандашом нужные места. Художественные, в основном, читаю [в электронном виде] на Kindle, всегда их покупаю. Пару долларов за книгу - это же вообще ерунда.

Много ли в Украине журналистов, которые хорошо разбираются в музыке и способны провести интересное, не поверхностное интервью с музыкантом?
Музыкальная критика у нас очень слабая. Почти вся журналистика сводится к хвалебным одам. Мы сейчас переживаем такой исторический этап, когда нужно друг друга поддерживать. И если говорим о каком-то альбоме, то обязательно хвалим его, если кто-то что-то создал, нужно сказать: "Молодцы!". И такой подход - он правильный сейчас, конкретно в этот временной отрезок так и нужно.

Но далеко не всегда сказанное является правдой. Бывает, слушаешь и думаешь: фигня - фигней. Но говорить пока об этом не принято. Наверное, если говорить о музыкальной сфере, о музыкальной журналистике и критике - нам нужно немного повзрослеть. Авторитет этих критиков должен вырасти, чтобы их критика воспринималась с уважением как артистами, продюсерами, так и зрителями.

А плагиата много?
Есть такое выражение: "Воруй как художник". Не знаю, думаю, все уже изобретено. Дело, наверное, только в интерпретациях.
Шесть вопросов Дмитрию Феликсову:
Кем хотели стать в детстве и почему?
У меня есть запись 1986 года, где у меня папа спрашивает, кем я хочу быть, и я отвечаю: "Танкистом". Мне тогда было 7 лет.
Позже, когда стали выкристаллизовываться конкретные интересы, я хотел стать бизнесменом. В принципе, так и получилось.

Как предпочитаете отдыхать и "проветривать мозги"?
Раньше я употреблял алкоголь, но уже седьмой год совсем не употребляю алкоголь и не курю табак. Тогда для меня это было способом выпустить пар. Сейчас, наверное, отдых - это смена рода деятельности, возвращение в семью, концентрация на интересах семьи и детей. Также помогает поменять картинку - слетать куда-то на пару дней на выходных.
Что вы считаете своей самой большой неудачей в жизни?
Нет, наверное, такого. Я человек очень позитивно настроенный, в любой ситуации ищу возможности. Если мне что-то не нравится, поначалу это вызывает у меня отрицательную эмоциональную реакцию: я расстраиваюсь или гневаюсь. Но, в конечном итоге, это может быть для меня полезным уроком.
А самой большой удачей?
Люди, которые меня окружают. В школе я встретил своего лучшего друга, с которым мы и тогда, и сейчас и на будущее строим наш бизнес. Это и моя жена Оксана, с которой мы знакомы уже около двадцати лет.
Ваша самая удачная сделка, кардинально изменившая жизнь?
Встреча с моим другом и партнером Женей более двадцати лет назад - она определила нас обоих. Если говорить о ситуации, то, наверное, это кризис в 2013-2014 годах. Он очень сильно изменил меня, мое отношение к работе, людям, к тому, чем я занимаюсь. Это поворотная точка, которая должна случиться в жизни каждого.
Ваша суперспособность?
Людей чувствовать. Думаю, я умею это. У меня вообще нет особых способностей: я не дизайнер, не креативщик, я стесняюсь выходить на сцену и никогда не пытался реализовать себя в этой области. Меня всегда окружали люди, более талантливые, чем я. А вот умение собрать всех этих людей, это, наверное, и есть моя суперспособность.