Спецпроект
ТОТ, КТО ПРИДУМАЛ АВТОМОБИЛЬ
Дизайнер суперкаров Макс Шкиндер рассказывает о любви к автомобилям и своей работе в McLaren
Максим Шкиндер - дизайнер суперкаров в британской компании McLaren Automotive. Родился в Энергодаре, что в Запорожской области. Окончил Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Бойчука. Затем получил грант на обучение в итальянской школе дизайна IED в Турине.
Прежде чем попасть в McLaren, Шкиндер стажировался в Студии Артемия Лебедева в России, работал с итальянским производителем авто Abarth и чешским Skoda.
Шкиндер признается: рисовать любил с детства. Сегодня это занятие для него - и хобби, и профессия, и способ отдыха одновременно.
Тестируя новый BMW X5 на сложных дорогах в одном из спальных районов Киева, Шкиндер вспоминает, почему впервые начал рисовать автомобили, рассказывает, как подбирал личное авто для себя и рассуждает о летающем транспорте будущего
Ты рисуешь с самого детства и превратил это в свою профессию. Почему решил рисовать именно автомобили?
Думаю, присутствовал некий эффект бабочки: что-то произошло в моем детстве или юношестве, что заложило идею автомобилей. Я стал дизайнером автомобилей раньше, чем научился на них ездить.

Когда этот интерес появился, он стал настолько сильным и обволакивающим, что я рисовал автомобили везде, где только мог. На коленках в транспорте, в школе на уроках, потом [во время учебы в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Бойчука] я тоже иногда пренебрегал парами, потому что на них рисовал машины.

Месяц назад институт отпраздновал свое 80-летие и получил аккредитацию академии, я заезжал туда и поздравлял своих преподавателей.

Они тобой гордятся?
Конечно, по-своему гордятся, мне приятно, вспоминают, узнают меня.

Мне приятно думать, что я внес небольшой вклад в какое-то поколение студентов, потому что часто ребята пишут мне, находят в соцсетях. Говорят, что слышали обо мне или читали, их вдохновила моя история и они сделали свой выбор в профессии, полагаясь на мою историю. Это невероятно приятно, но также это и огромная ответственность. Ты понимаешь, что если у человека что-то не сложится и он в этой специальности не реализуется, то я к этому тоже буду каким-то боком причастен.

По-своему я горд и желаю таким людям максимально раскрыться на выбранном пути. И эта индустрия достаточно конкурентна, многие не выдерживают, начинают отступать, отсекаться, происходит естественный отбор. Остаются только самые выносливые.

Талантливых людей невероятно много: у каждого второго есть какой-то талант, способность и качество, но не у всех есть настойчивость. Мы живем в такое время, когда человек с меньшим талантом, но большей настойчивостью пробьется выше и дальше, чем кто-нибудь невероятно талантливый, но не настойчивый. Поэтому настойчивость - это очень, очень важно.

Возможности для реализации в этой профессии есть только за границей? Или в Украине тоже?
В Украине нет таких возможностей. Надеюсь, что в скором времени они появятся. И что мои опыт и знания пригодятся.

Автопром у нас вымер: его выжгли, искоренили, у него нет потенциала, он потерял инерцию. Это как езда на велосипеде: когда набираешь скорость, потом можешь какое-то время проехать без необходимости крутить педали. Но в определенный момент, если вовремя эти педали не подхватишь, нужно будет набирать скорость заново.

Украинский автопром эту скорость сейчас потерял. У нас устаревшие мощности, заводы, специалисты давным-давно повыезжали, а новые поколения не взращиваются в таких масштабах, потому что индустрия этих специалистов не требует. Это замкнутый круг.

Специальность автомобильного дизайна у нас появилась в одном университете на всю страну - в транспортном университете в Киеве. Идея - совместить техническую базу и рисование, чтобы специалисты выходили из вуза более укомплектованными. Это все совсем-совсем свежее: было буквально два или три выпуска по этому профилю. И устраиваться им некуда. Если повезет, то идут заниматься тюнингом, либо запускают стартапы на голом энтузиазме. Но никаких удачных стартапов я пока не слышал. Некоторые из них обращаются ко мне, предлагают стать частью такого стартапа: например, разработать экстерьер какого-нибудь украинского электрокара. К сожалению, у меня сейчас на такое нет времени, но я надеюсь, что наши студенты и те, кто уже выпустился, тоже будут как-то к этому приобщаться.

Расскажи, как обычно проходит твой рабочий день?
К 9 утра я приезжаю на работу в технологический центр McLaren Automotive. Это футуристическое здание, к которому каждый день нужно привыкать: оно настолько опережает время своей архитектурой и внешним видом, что ты от него не устаешь, ты им не насыщаешься.

Я запускаю свой планшет, на котором рисую, компьютер, включаю музыку. Наш модельный ряд делится на три основных серии автомобилей: спорт, супер и Ultimate - максимально экстремальные машины. Когда работаю, то включаю драйвовую музыку, в зависимости от того, над каким именно проектом работаю. Музыка помогает дает мне набор эмоций, которые являются ингредиентами будущего рисунка. Это динамика, доля здоровой агрессии, когда нужны более спортивные формы, например.

На чем ездишь ты? И по каким критериям выбирал авто для себя?
BMW Z4. Первое время эта машина была моей мечтой. Сейчас это, скорее, романтика детского воспоминания. Прошло лет 12 с того момента, как я впервые ее захотел, и только совсем недавно я ее приобрел. Пытаюсь насытиться этой эмоцией от ее приобретения, от вождения такой машины.

У меня пока что нет собственной семьи, поэтому нет необходимости в крупногабаритных, вместительных авто. Я могу себе позволить такую эгоистичную историю, когда в машина может быть двухместной.

Сколько времени ты проводишь в автомобиле ежедневно?
Работа находится недалеко от дома, поэтому не более получаса, если не растягивать эту поездку искусственно.

Но на уикендах я люблю выбираться на юг Англии, где абсолютно неописуемая красота. Побережье там - отдельное чудо света, как по мне, и оно недооцененное. Когда речь заходит об Англии, все вспоминают Лондон, Стоунхендж, а о побережье не говорят в должной мере. Хотя оно абсолютно завораживает.

Есть ли какая-нибудь история, связанная с твоей работой, которой ты мог бы поделиться?
При приеме на работу мой будущий босс - дизайн-директор в McLaren Automotive, разыграл меня. Я сижу, жду встречи с будущим работодателем, нервничаю, но держу себя в руках. Рядом со мной сидит какой-то рабочий. И вот выходит мой будущий босс. Я узнаю его, он - меня, но, при этом, он обращается к этому рабочему и говорит: "Привет, Макс!". Я не понял, что происходит.
Расскажи, каким будет транспорт будущего? В фильмах нам показывают беспилотные авто, летающие капсулы и тому подобное… А что будет на самом деле?
Действительно, это начинает потихоньку происходить, такие разработки ведутся и реальность догоняет то будущее, которое нам показывали в фильмах на протяжении последних десяти лет. Но в какой-то своей форме. Будет некий разрыв, когда прошлое еще не сотрется: архитектура не сотрется, дороги не отремонтируются, а будущего будет появляться больше в виде машин, наружных технологий, голограмм и так далее.

Если говорить в разрезе автомобильной индустрии, то, что уже произошло: автомобили с двигателями внутреннего сгорания замещаются электрическими двигателями. Уже анонсировалось, что Германия к 2030 году полностью остановит производство двигателей внутреннего сгорания. Это будет концом целой эпохи.

К летающим авто отношусь довольно скептически. Если это произойдет, то они долгое время не будут доступны всем желающим так, как обычные автомобили. Это сказочная история, как по мне, потому что я не вижу в этом обоснованности. Представьте, что сейчас вот это все: люди, не умеющие ездить и пренебрегающие правилами, пробки - все это сейчас взлетает в воздух и задействуется в трехмерном пространстве. Как это контролировать? Это будет хаос.

Следующим шагом будет автономное вождение. Автомобиль становится расширенной версией того функционала, который мы сейчас знаем. Это будет и офис, и личное пространство, и досуг одновременно. Автомобиль станет твоим домом. Ты сможешь заниматься своими делами [во время поездки], а машина сама будет выполнять функции водителя.

Шесть вопросов Максу Шкиндеру:
Кем хотели стать в детстве и почему?
Я хотел рисовать, чтобы меня оставили в покое и не трогали. Мне кажется, всех беспокоило, что я ничего не делал кроме рисования. Каждый урок для меня был уроком рисования, независимо от того, что преподавалось на самом деле: физика, математика или биология. Отсюда у людей получился небольшой разрыв шаблонов: мол, как это Макс стал тем, кем стал, если в школе он не подавал больших надежд.
Как предпочитаете отдыхать и "проветривать мозги"?
Я перезагружаюсь тоже рисованием, но меняются темы для рисования. На работе я рисую машины, когда отдыхаю - занимаюсь живописью. В 90% случаев это женские портреты, этот процесс меня расслабляет. У живописи есть терапевтический эффект: тебя уносит на другую планету, через какое-то время возвращаешься на Землю перезапущенным.
Что вы считаете своей самой большой неудачей в жизни?
Возможно, прозвучит надменно, но, кажется, у меня не было каких-то больших неудач.
А самой большой удачей?
Мне повезло с семьей: мои родители очень помогали и поддерживали меня во время моей учебы в Италии. Я выиграл грант и само обучение было бесплатным, но, в целом, мое пребывание там обходилось недешево, плюс это пришлось на период финансового кризиса в Украине, который коснулся и моей семьи тоже. Однако общими усилиями нам удалось меня образовать, выучить и сделать из меня человека.

Думаю, удача - это совокупность ингредиентов: это и люди, которые тебя окружают, и вовремя принятые решения, это и допущенные ошибки, которые впоследствии становятся твоей же удачей.

Ваша самая удачная сделка, кардинально изменившая жизнь?
Встреча с моим будущем преподавателем здесь, в Киеве, в институте. Он не являлся моим прямым руководителем, но имел репутацию профессионала. Меня направили к нему, посоветовали пообщаться с ним в свободное время. Этот человек помог мне раскрыться, увидел мой потенциал.
Ваша суперспособность?
Хотелось бы, чтобы это была телепортация, но нет. А вообще: наверное, способность поставить себя на место другого человека, максимально войти в ситуацию и прочувствовать ее, таким образом, избежав возможных конфликтов. Очень часто конфликты рождаются именно потому что кто-то что-то недопонял.